В марте 2005 года Морозов и Татаров зарегистрировали компанию с хвастливым названием «Формула качества». - Название придумала моя жена, - ненароком замечает Николай. - Сначала это была «бумажная» фирма, - словно в пику брату говорит Федор. - В том смысле, что какое-то время мы продолжали работать через другие компании. Ведь лицензии у нас так и не было… - Ох уж эта лицензия! - перебивает Николай. - Все, что зарабатывали, мы откладывали на нее. Питались так, чтобы не умереть с голода. - А сколько стоит лицензия? - Мы получили две лицензии - на строительство и на проектирование, - рассказывает Федор. -Госпошлина за оба удовольствия составила что-то около 60 тыс. рублей. Голодать мы, конечно, не голодали, - говорит он, оглядываясь на брата, - но в то время для нас это были деньги. Однако сложность получения лицензий заключалась не только и столько в деньгах, сколько в том, что для их получения в компании должно было работать определенное количество дипломированных строителей и проектировщиков. Так что братьям пришлось копить не только деньги, но и специалистов, набирая их среди знакомых по различным прошлым местам работы. С тем и другим братья справились месяца за два. - Всего в «Формулу качества» устроились 15 специалистов, - говорит Федор. - Но потом началась текучка. И в среднем у нас работали пять-десять человек. В первое время оборот компании составлял в районе 200 тыс. в месяц. При этом около 70% уходило на содержание фирмы, включая налоги, зарплаты, расходы на инструмент, транспорт, рекламу и т. д. Как только компания получила лицензию, сразу взяла курс на офисы и магазины и постепенно стала отходить от заказов на работы в частных квартирах. - Ведь частник то сначала захочет розетку в одном углу, а сделаешь - он вдруг захочет перенести ее в другой угол. Много возни, и все бесплатно, - говорит Федор. - Когда же работаешь с компанией, то каждое изменение в проекте отдельно оплачивается. - И как вы привлекали корпоративных заказчиков? - Пожалуй, больше всего заказов мы получаем по рекомендациям своих старых клиентов, -рассказывает Николай. - Что-то получаем через знакомых строителей. А кроме того, мы рекламируемся. Окончательный переход от частных заказчиков к корпоративным знаменовал собой заказ на электрификацию ветеринарной клиники в Марьине. Причем, по уверениям братьев, дело было далеко не только в деньгах (а это, кстати, 90 тыс. рублей). «Формула качества» продемонстрировала настолько слаженную и в то же время оперативную работу, что братьям стало окончательно ясно: их бизнес состоялся, и компания способна на большее. «Большим» стал заказ от известной сети супермаркетов, который постепенно стал поднимать их на новый материальный уровень. Оборот сначала удвоился, а потом утроился. Количество работников достигло 25 человек. И при этом, по словам Федора, повысилась рентабельность работ: - Мы научились и работать быстрее, и на материалах экономить - и все без потерь в качестве. - Мы все-таки «Формула качества»! - вставляет Николай. - Кстати, над супермаркетами мы работаем до сих пор. - А что вы будете делать, когда закончится этот заказ? Братьев этот вопрос абсолютно не смущает. Наоборот, они начинают отвечать на него с таким воодушевлением, что трудно понять, кто из них что говорит. Но в целом это выглядит примерно так: - Во-первых, массу заказов от офисов и магазинов мы выполняем уже сейчас, параллельно. Во- вторых, людей, которые, несмотря на дикие сложности, смогли построить прозрачный, добротный бизнес, уже не способно остановить ничто: мы будем штурмовать все, что можно и нельзя, участвовать во всех конкурсах и отчаянно рекламироваться. Короче, «Формула качества» будет жить и развиваться. |